Построение новой темы урока
Общий план урока
- Заинтересовка
- Библейская история
- Вопросы
- Применение
- Золотой стих
Цель всего урока – применение: научить детей применять те принципы, которым они научились .
Перед уроком мы должны поставить себе цель к которой надо стремится , и то чему мы хотим научить детей. Чтобы детям стало интересно необходимо их сперва заинтересовать, и эту заинтересованнось удерживать до конца урока. Вся наша история должна привести детей к выводу: чему учит эта история, и как это применить в жизни (это есть цель урока). После чего Золотой стих ставит «Печать» применению – ТАК ГОВОРИТ БИБЛИЯ.
Все эти пять пунктов должны быть связаны, как одно целое, несущее глубокий духовный смысл.
Переход от одного пункта к другому должен быть плавным и незаметным.
1. Заинтересовка (примерно 5 мин.)
Пример : Ин 4:7
- Обучение начинается с заинтересовки
- Цель заинтересовки – сосредоточить внимание на чем- то одном и сделать вступление к уроку.
Правило : очень важно не раскрыть всю тему урока, а только приоткрыть ее.
Учитель, который хочет кого-то заинтересовать должен быть сам заинтересованным
Зантересовка должна :
- Привлекать интерес детей ( сосредотачивать )
- Должна быть связана с Библейской историей
- Связана с мировоззрением ребенка
- Направлять на главную истину
- Реально подходить к истории
- Быть короткой
- Сосредотачивать на цели урока
- Отвечать ситуации
- Не должна оскорблять
- Не повторяться
Как можно это сделать ?
- С помощью интересного вопроса
- Рассказать короткую историю из своей жизни, жизни ребенка или детской литературы
- Можно провести короткую игру
- Показать рисунок по теме
- Рассказ от первого лица
- Прямое вступление
- Используя фотографию
- «Предметный урок»
- Разыграть короткий отрывок из Библейской истории
Примеры неправильного вступления
Неправильное вступление бывает из—за неподготовленности , когда учитель не знает с чего начать.
Поэтому у учителя должен быть план урока и дословно записанная первая фраза вступления.
Неправильно делать так:
- Сейчас я вам расскажу, как Иисус исцелил маленькую девочку.
При таком вступлении детям будет неинтересно слушать потому, что они узнали результат
- Дети, это была заинтересовка, а сейчас будет библейская история.
Дети не будут слушать, потому, что они утратили интерес из-за разрыва связи заинтересовки с Библейским уроком
2. Библейская история
Правило: В одной Библейской истории можно найти несколько целей из которых необходимо выбрать только одну, которую и будете преподавать на уроке.
Как правильно подготовить эту часть урока ?
- В первую очередь – это молитва и руководство ДС .
- Начните готовиться к уроку заранее .
- Сначала пользуйтесь Библией , а потом вспомогательной литературой .
- Используйте опыт других .
- Общайтесь с другими о вашем уроке.
- Изучайте урок до тех пор , пока вы им не овладеете .
- Всегда помните про правильную последовательность исторических событий.
- Пишите план или конспект урока .
- Следите , чтобы язык урока соответствовал возрасту детей.
- Не проповедуйте и не читайте с конспекта , а рассказывайте .
- Ход событий передавайте своими словами .
- Используйте жесты , голос , интонацию – используйте себя целиком.
- Разумно используйте наглядные пособия .
- Во время рассказа не давайте отвлекать себя .
- Важно иметь правильный подход к объяснению тяжелых мест .
В теме урока должны быть такие элементы:
- Личности (вопрос КТО?)
Работая над текстом. Задаем себе вопросы – КТО? и узнаем о ком говорится в тексте, что это за личности и узнаем про них глубже (используя справочную литературу).
Отвечая на вопрос КТО? Мы должны узнать :
- Ощутить переживание героя
- Понять характер героя
- Узнать значение его имени
2. События (вопрос ЧТО?)
Отвечая на вопрос ЧТО? Мы стараемся глубже понять те события которые происходят.
- Узнать историческую ситуацию
- Традиции , которые существовали среди людей того времени
- Условия жизни людей
3. Место события (вопрос ГДЕ?)
Поиск ответа на этот вопрос помогает нам изучить географию той местности и особенности климата .
4. Время (вопрос КОГДА?)
Этот вопрос помогает узнать :
- Было это до, или после рождения Иисуса Христа
- В какой период истории происходило событие , и в какой год
- Помогает понять культуру и обычаи той местности , особенности того времени
- Помогает объяснить затруднения
- Помогает лучше понять Библейский текст
5. Поучения (вопрос ПОЧЕМУ?)
Отвечая на этот вопрос мы узнаем с какой целью и почему это было сделано именно так, а не иначе.
6. Затруднения (вопрос ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?)
В Библии есть много непонятных слов или обычаев. Дети должны научится правильно понимать Библию и
постепенно усваивать богатство Библейских притч и терминов. Сделать это мы помогаем объясняя затруднения.
7. Заповеди (вопрос ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?)
Практические уроки, которые требуют исполнения.
3. Вопросы (количество от 5 до 8)
С помощью вопросов можно:
- Повторить изученное
- Убедиться , что дети все поняли
- Дополнительно объяснить то , что не поняли
- Оценить свой урок
- Дать возможность участвовать детям в уроке
- Научить детей выражать свои мысли
Вопросы, которые необходимо использовать с осторожностью :
a) Вопросы, которые не требуют ответа, так как в них уже есть ответ
b) Вопросы в которых есть часть ответа, и ученик должен его закончить (допустимо для дошкольников ).
c) Вопросы, которые требуют ответа ДА или НЕТ (есть вероятность случайно ответить правильно даже без знаний)
Примечание : Во всех правилах есть исключения. Используйте разные вопросы, но не увлекайтесь ими.
Вопросы, которые необходимо использовать
- Понятные для ребенка ( даже если не знает ответа )
- С намеком ( чтобы ученик учился думать и искать ответы для себя )
- С духовным смыслом ( чтобы пробудить совесть и касаются характера )
Вопросы , которых не следует задавать
- Непонятные или пустые
- Вопросы- ловушки ( те , которые просто запутывают или унижают ученика )
- Те , которые требуют длинных ответов ( особенно при работе с малышами )
4. Применение
Правило : Применение должно соответствовать нуждам детей, узнав про которые учитель должен возбудить в детях чувство духовного голода, чтобы дети захотели узнать ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ? Так учитель подготовив детей плавно переходит от Библейской истины к практическому применению в жизни ребенка.
Целью наших занятий есть то, чтобы ребенок становился лучше, чем был, а не просто узнавал про Христа .
Применение должно быть четким и конкретным
Если нет применения, то наше преподавание можно считать неудачным.
Применение можно сравнить с солью в супе, которая делает пищу вкуснее и полезней.
Есть две крайности:
- Несоленый суп – нет применения
- Пересоленный суп –слишком долгие моральные наставления.
Совет : Не говори проповеди после рассказа, но помоги детям догадаться, как они могут применить услышанный рассказ в своей жизни . Сделать это можно при помощи вопросов:
- Вопросы должны быть с намеком на применение
- Должны быть связаны с жизнью ребенка
- Обращаться к каждому
- Применение и информация должны быть сбалансированы примерно 50/50
Как плавно перейти к применению ?
Переход к применению можно сделать при помощи выражения – ПОТОМУ, ЧТО….
Пример: Давид был избран царем , ПОТОМУ, ЧТО у него было чистое сердце… Хотите, чтобы у вас было чистое сердце и Бог использовал вас для Своего дела?
Совет: помогите ребенку сразу ясно увидеть применение.
5. Золотой стих .
Золотой стих должен быть выбран согласно цели урока. Золотой стих ставит «ПЕЧАТЬ» применению.
(Так говорит Библия!)
Правила выбора Золотого стиха:
- Золотой стих должен подтверждать применение.
- При помощи Симфонии выбираем тот стих, который лучше всего передает главную мысль урока
- Стих надо выбирать такой, который легко понять и выучить (соответственно возраста детей)
- Если стих очень длинный, то допускается пропускать некоторые слова, но не изменяя других слов и смысла текста.
Пример : «…Кровь Иисуса Христа…, Очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7) ( Сравните с оригиналом )
- Дети должны записать стих в тетрадь
Как изучать Золотой стих
- Напишите стих на доски или бумаге перед уроком
- Прочитайте весь стих из Библии
- Прочитайте его вместе с детьми
- Объясните непонятные слова и фразы
- Выучите , используя разные методы
- Выучите «АДРЕС» стиха
- Спросите Золотой стих
Методы изучения Золотого стиха
- Написать стих на доске, а потом постепенно стирать слова
- Заменять слова символами
- « Шнур для белья » – написать слова на бумажной одежде и повесить «сушиться»( потом снимать «сухое»)
- Эхо – говорить с возрастанием или убыванием звука
- Телефон – простой стих передается от одного к другому, говоря на ухо, по цепочке.
- Бутерброд или торт – Дети отрывают кусочки от сложенного вчетверо Золотого стиха, а потом складывают его
- Следы – рисуются или вырезаются из бумаги следы, на которых написаны слова Золотого стиха. Дети идут по следам, читая вслух слова стиха.
- Игры или песни на слова стиха.
|
|
Очень хорошая для меня информации,я только стал помогать учителем Воскресной школы