Использование кукол в ВШ имеет две цели :
- Сосредоточить внимание
- Научить Слову Божьему
Что делает кукла ?
- Учит детей
- Дети учат куклу
- Учитель учит куклу
- Кукла учит куклу
Основные принципы работы с куклами
- Синхронизация работы губ
А) Правильно держать рот куклы Большой палец в нижней части головы, остальные в верхней Б) При разговоре двигается вниз только нижняя челюсть, остальная часть головы остается неподвижной В) Рот должен открываться только тогда , когда кукла говорит
- Не забывайте закрывать рот
- Вовремя начинайте говорить куклой, особенно на первые слоги
- Кукла говорит также, как и человек.
Г) Золотое правило разговора куклы :
Рот куклы надо открывать КАЖДЫЙ РАЗ НА КАЖДЫЙ СЛОГ
Общая ошибка : рот куклы остается открытым, или полуоткрытым, когда кукла не говорит (она тогда выглядит удивленной) Совет: При использовании записанного сценария на кассете начинайте открывать рот до начала 1 слова, потому, что существует пауза в 1-3 секунды между мыслительным сигналом и ответной реакцией . 2. Движения кукол
Правильный вход и выход .
- Кукла должна входить и выходить по «ступенькам» постепенно параллельно или перпендикулярно ширме или издалека .
- «Соскальзывание» куклы как на «лифте» при уходе называют падением в яму, является недопустимой ошибкой.
- Двигаться по сцене кукла должна слегка подпрыгивая, чтобы имитировать шаги.
Ошибки: Делать много хаотических движений. Кукла должна ходить прямо. Иногда из-за усталости руки кукла начинает периодически как – бы наклоняться или падать. Для избежания этого нежелательного эффекта необходимо тренировать руки. Это также может происходить, когда кукловод читает с бумажки и не следит за куклой .
Правильное расположение кукол на сцене
- Кукла должна быть видна только по талию.
- У каждой куклы есть свой « Мертвый квадрат », который двигается вместе с куклой и сторона которого примерно соответствует половину видимого над ширмой размера самой куклы (это область куда не заходит другая кукла).
- При переходе куклы на задний план сцены необходимо соблюдать закон перспективы. Для этого чем дальше кукла двигается или стоит от края ширмы, тем выше должна подниматься рука с куклой. Иначе, кукла будет проваливаться.
- Разминаются куклы только сзади.
- Недействующие куклы не должны стоять без дела. Пребывание каждой куклы на сцене должно быть оправданным.
3.Зрительный контакт
- Если сцена находится над детьми , то наклоните вниз кисть руки с куклой
- Когда куклы разговаривают между собой , то они должны смотреть друг на друга (исключение возможно , если это требует сценарий)
- Периодически смотрите на детей , чтобы они чувствовали себя участниками сцены.
Каждой кукле необходимы какие-то личные качества для этого:
- Надо дать каждой кукле свое имя, которое подходит внешности и характеру куклы
- Стремиться к постоянству образа (злой , добрый , жадный ,мудрый…)
- Голос:
- Должен всегда оставаться постоянным
- Должен указывать на характер
- Меняйте свой голос , чтобы дети вас не узнали
- Практикуйте и запоминайте различные типы голосов .
- Старайтесь , чтобы у кукол были «мультяшные голоса»
Основные голоса
- Ленивый – низкий, вялый
- Носовой – говорить в нос
- Шепот – шепотом с придыханием
- Злой – грубый, сиплый
- Авторитетный – говорить гордо, медленно, низким голосом
Стиль разговора, язык, скорость и т.д. должны соответствовать образованности и социальному статусу героя. Совет учителю : Помни, что ты – это тот, кто оживляет куклу и наделяет ее качествами.
Четыре принципа сохранения правдоподобности кукол
- Дети должны видеть куклу только живой
- Никогда не представляйте кукловодов вместе с куклами
- Хорошо, чтобы дети не видели как кукловод идет за ширму
- Дети не должны играть теми куклами, которые используются для спектаклей.
Признаки удачной постановки
- Неожиданность – аудитория постоянно думает: «ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ ???»
- Проблема, которая решается
- Все герои реальные
Куклы в служении
- Встречать детей , которые приходят на служение
- Встречать всю группу
- Встречать гостей
- Помогать отмечать присутствующих
- Поздравлять с Днем Рождения
- Помогать собирать добровольные пожертвования
- Делать объявления
- Давать указания . или объяснять правила
- Учить с детьми Золотые стихи и повторять с ними
- Объяснять значение слов или идеи
- Спеть или сыграть песню
- Научить детей новой песне
- Представить тему нового урока
- Преподать предметный урок
- Рассказать или инсценировать историю
- Провести викторину
- Провести игру
- Рассмешить детей
- Нарисовать картину
- Прочитать книгу
- Провести интервью
Кукла никогда не делает этого :
- Насмехается над духовными дарами и не изображает их
- Демонстрирует плохое поведение без последующего исправления
- Проявляет жестокость
- Выражается некультурно
- Говорит плохие слова
- Унижает честь другого
- Демонстрирует непристойное поведение
Таблица эмоций
Эмоция |
Движение куклы |
Описание голоса |
Гнев | Нервно дергается | Широко открывает рот, говорит быстро |
Удивление | Неожиданно отскакивает назад, как ошпаренный | Неожиданно открывает рот |
Радость | Закинув голову назад, легко двигается вверх-вниз, изображая смех. Кукла держится прямо, подбородок слегка поднят, голова легко двигается со стороны в сторону. Разговаривая, кукла легко подпрыгивает. | Рот широко открытый. Если не говорит, она напевает мелодию, хихикает. |
Печаль | Кукла опускает голову, движения замедленные. сутулится. Голова опущена, кукла слегка подпрыгивает, как будто плачет. При плаче закидывает голову назад и широко открывает рот. | Говорит тихо, почти шепотом и медленно. низким голосом: «Ох-ох-ох», потом «Ва-а-а-а» |
Усталость | Кукла наклоняется к переднему краю сцены, двигаясь вверх-вниз глубоко дыша, как при глубоком сне. Двигается медленно от усталости. | Храпит или зевает |
Страх | Закрывает глаза руками и трусится всем телом | Стонет или ловит ртом воздух |
Таблица голосов персонажей
Персонаж |
Тип голоса |
Тон голоса |
Описание голоса |
Характерная фраза |
Старый человек |
Носовой |
Высокий |
Легкое вибрато | А? Что ты там говоришь?… |
Ведущий |
Нормальный |
Низкий |
Четкое произношение | Дорогие дети … |
Ленивый |
Нормальный |
Низкий |
Говорит медленно | А куда спешить ? |
Овца |
Носовой |
Разный |
Вибрато | Бе-е-е-е |
Корова |
Носовой |
Низкий |
Говорит медленно, растягивает звук | Му-у-у-у |
Кошка |
С придыханием |
Высокий |
Мягкий, свободный полушепот | Мяв! |
Кот |
Носовой |
Низкий |
————— | Мяв! |
Щенок |
Носовой |
Высокий |
Отрывчастые звуки | Гав! |
Особенности сценария кукольного спектакля Вариантов сценариев кукольных спектаклей есть очень много, но в каждом из них есть общие, обязательные части. В любом сценарии есть ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ и РАЗВЯЗКА. Что это такое? 1.) Введение (по порядку раскрытия)
- Представляют героев
- Информируют об их отношениях
- Дается намек на то , что будет вскоре
- Представляется жанр (можно через разговор двух героев)
2.) Основная часть (по порядку раскрытия) состоит из: 1. Развитие конфликта 2. Изменение героев 3. Момент неожиданности и озарения 4. Кульминация (максимальное напряжение). Здесь звучат основные мысли. 3.) Развязка – то, чем все закончилось. Совет : Необходимо сохранять баланс между размером всех частей (все части должны быть примерно одинаковы по времени). Между частями не должно быть пауз. Желательно чтобы все части спектакля шли с одинаковой скоростью. Развязку лучше сделать красивой. Пусть Господь благословит Вас новыми идеями и талантами .
|
|