Методы обучения для детей и подростков
Сам Иисус показал ценность использования различных методов для обучения . Он брал простой опыт повседневной жизни , и использовал его чтобы побудить слушателей переходить от простого знания фактов к правильной оценке действий .
Ниже приведен ряд идей , которые можно использовать для построения урока ,но при этом :
Мы
должны помнить , что результатом должен стать ответ на вопросы
:
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ МЕНЯ ? и ЧТО МНЕ НАДО ДЕЛАТЬ ?
- Рассказ про книгу .
Один человек делает вывод , и объясняет мысли автора книги .
- Мозговая атака
Руководитель представляет членам группы проблему . Предложения по решению проблемы записываются на доске Предложения необходимо говорить быстро , при полной отсутствии критики ( возможны даже смешные варианты ) , после чего все вместе обговаривают их применение .
Пример : Во время Первой Мировой войны , когда на военный корабль шла торпеда , капитан собрал всю команду , чтобы при помощи МА найти выход по спасению корабля . Один матрос предложил ее просто сдуть . Рассмотрение этого предложения дало выход из ситуации : торпеду сбили с курса при помощи мощной струи воды из пожарных гидрантов Так корабль был спасен .
- Совещательные группы .
Группа делится на подгруппы от 3 до 6 человек на определенное время . Каждая подгруппа самостоятельно обговаривают проблему , после чего представитель из каждой подгруппы объявляет результат , потом делается общий вывод .
- Изучение случая .
Подается информация про реальную ситуацию всем членам группы , которые анализируют все аспекты проблемы и принимают решение .
- Форум цепной реакции .
Группа делится на подгруппы , которым предложено обговорить разные аспекты одной проблемы . Каждая подгруппа назначает того , кто спрашивает , прерывая критическими замечаниями и того , кто подводит итог . Вопросы , сформированные каждой подгруппой даются для членов комиссии . Потом те , кто подводит итог дают короткий отчет о своих открытиях .
- Круговой ответ
Ведущий предлагает вопросы членам группы , которые сидят по кругу . Каждый по очереди отвечает на вопрос . Никому не разрешается говорить во второй раз , или не в свою очередь .
- Собеседование
Трое или больше людей с группы представляют разные аспекты проблемы трем или четырем сообразительным ученикам
- Парные собеседники
Группа разделена на пары на короткое время , чтобы обговорить проблему . Один член пары выбирается оратором , и должен представить решение своей группы .
- Дискуссионный форум .
Ораторам ,у которых есть другое мнение дается одинаковое время для изложения своих мыслей , после чего происходит общее обсуждение всех мнений
- Расширенные комиссии
Комиссия предлагает тему дискуссии , потом вся группа образует круг , и продолжает
обговаривать проблему .
- Групповая дискуссия
Группа людей встречается с компетентным руководителем , чтобы обговорить тему , которая их интересует .
- Групповое рисование
Группа делится на подгруппы , каждая определяет некоторые идеи относительно предложенной темы , которые потом находят отображение на рисунке одного из учеников .
- Команда группового ответа
Несколько представителей группы перебивают в определенное время того , кто говорит для срочного выяснения или обсуждение проблемы .
- Групповое написание .
Группа разделена на подгруппы , для каждой определяют некоторые идеи для предложенной темы , потом они выражаются в стихах или песнях . Группы работают самостоятельно .
- Индуктивное изучение Библии
Прямое изучение библейского стиха проходит в процессе поиска ответов на вопросы «Что говорит автор ?» , «Почему он это говорит?» , «Где автор это говорит ?» , «Когда это говорит автор?» , «Кому это говорит автор ?» , «Как это говорит автор ?». Из ответов на эти вопросы делаются вывод : «Что это означает для меня ?»
- Форум – интервью
Мысли и факты спонтанно излагаются экспертом , как ответы на вопросы руководителя, после чего идет обсуждение всей группой .
- Лекционный форум
За лекцией сразу идет активное обсуждение в открытой дискуссии всей группой .
- Команды , которые слушают .
Группа делится на несколько подгрупп , каждая из которых слушает какую то тему или кого-нибудь исследуя разные вопросы , позже своими выводами делятся со всеми
- Музыкальный форум .
Группа слушает музыку и обговаривает настроение и атмосферу , которую она создает и ее пользу или вред .
- Чтение рассказа и последующее обсуждение.
Читается рассказ в котором поднимается реальная проблема , а потом идет обсуждение всей группой .
- Вопросы и ответы
Члены группы и руководитель задают один другому вопросы ( можно подготовить список вопросов)
- Исследование и доклад
Группе задают дискуссионные вопросы , или проблему . После чего проводятся исследования .Результаты исследования представляют на следующей встрече .
- Реакция комиссии
Исследователи или комиссия ведут дискуссию перед другими членами группы .
- Ролевая игра
Проблемная ситуация коротко разыгрывается . За этим следует обсуждение проблемы . Необходимо определить точные обстоятельства ситуации , распределить актеров , вовремя остановить и обговорить результаты .
- Избранный язык
Группа разбивается на подгруппы , каждая из которых определяет области вопросов , которые их волнуют .Эти вопросы представляют оратору , который касается их во время своей речи .
- Семинар
Группа людей собирается для исследования проблемы , под руководством эксперта .
- Форум проповеди
После проповеди следует обсуждение в малых группах , которые потом собираются вместе для дальнейшего обсуждения темы .
- Симпозиум
Ряд проблем дается осветить ораторам . Каждый освещает только одну проблему .Ораторов столько ,сколько есть проблем
- Форум симпозиума
Проводится симпозиум , после чего следует неформальное обсуждение темы всей группой .
- Диалог симпозиума
Эксперт , или исследователь отвечает на ряд вопросов , которые задаются стольким участниками , сколько есть аспектов проблемы ( цель участников их исследовать ).
- Рабочие группы
Группы делятся на подгруппы для исполнения поставленной им задачи .
- Мастерская
Группа людей с общими интересами собирается вместе под руководством нескольких экспертов , для обсуждения одной или многих аспектов темы . Подгруппы формируются для различных целей ( просмотр выступлений , обсуждения , изучения опыта и.т.д.)
- Дискуссия между коллективами .
Руководитель сообщает тему дискуссии , а потом делит зал на две половины : одну , которая отстаивает мысль , а другая которая ей противоречит . Подростки садятся на ту сторону , которая им больше импонирует .Потом двое или трое говорят свои мысли . Публика может их прерывать , выражая свое отношение , или задавая вопросы . После дебатов участники могут поменять места , пересев на ту сторону , которая их убедила . Побеждает та сторона , у которой набралось больше сторонников .
- Дискуссия экспертов
Разделить детей на группы , давая им для обсуждения отдельные места Библии ,где говориться про стиль христианской жизни. Дайте им задания прочитать данные отрывки , и обсудить такие темы , как одежда , мораль , кино , музыка , танцы и.т.д. в свете Библии . Каждая группа может обговорить одну или две темы . Потом секретари представляют выводы групп в отдельных дискуссиях .Перед этим надо выбрать 4 или 5 экспертов , которые должны высказать решительный протест против выводов групп ( даже , если согласны с ними ) . Эти эксперты не берут участия в работе групп . После того , как секретари скажут выводы групп начинается дискуссия между экспертами чтобы обсудить вероятность правильности противоположных мнений .
- Контролированная дискуссия
Всех разделяют на группы по 3-8 человек . Выбираем руководителя и секретаря.
Группа дискутирует 10-15 минут по предложенной теме . Потом секретари озвучивают предложения всей группы.
- Обсуждение конкретного случая
Если такие темы , как «Искушения» , «Победа над грехом» , «Плоды ДС» уже звучали на дискуссиях , то можно предложить обсудить темы трудных жизненных ситуаций , и почему они происходят .
- Коллективное чтение
Несколько людей , или группа читают фрагменты Библии . Потом читают его снова , но при этом выражая эмоциональную картину этого отрывка ( интонацией ,голосом , жестами и.т.д.).
Для такого чтения подойдут места : Пс 8 , Пс 23 , Ис 53 , Мт 5:3-12 , 1 Кор 13 , Ин 15: 12-17,Фил 2:1-11 , Откр 5:8-14
- Сценки
После обсуждения отдельных мест Писания можно разбить коллектив на меньшие группы , и после 10-15 минутной подготовки предложить им представит сценки на применение данных библейских истин в современной жизни . Тоже самое сделать можно сделать используя куклы .
- Соревнования по чтению Библии
Можно организовать соревнование между детьми в чтении отдельного отрывка Библии. Время чтения не должно превышать 5 минут . После чего группа экспертов должна оценить качества чтения по таким критериям : Подчеркивание значения текста , интонация , движения и.т.д.
- Письмо другу
Предложить группам написать письмо другу про свою веру в Иисуса Христа . После написания группы могут обменяться письмами .
- Сочинение
Написать сочинение , которое начинается словом : «Счастье – -это …» , или «Самое плохое , что может статься с человеком это …». Таким образом можно поднимать любые темы и переживания , связанные с личной жизнью .
- Найти ответы на вопросы
Прочитать место из Библии , и составить список вопросов .Вопросы классифицировать и распределить по группам. Задача групп найти ответы на вопросы .
- Разбор места Писания по вопросам
Про что этот текст говорит мне лично ? Что говорит к Церкви ?
- Про Бога
- Про Христа
- Про прощение
- Про обетование
- Предостережение
- Разбор вопросов , которые возникли на протяжении недели
- Предложить одному человеку , или группе подготовить урок на заданную тему
- Каждый подготавливает из Библии то место , которое стало для него важным на протяжении недели . Можно сесть в круг , потом каждый делится своими переживаниями и объясняет их .
- Поход . Найти что-то уникальное в каждом Божьем творении .
- Просмотр фильм +дискуссия
- Личная евангелизация : открытый вечер для друзей
- Практические задания по теме ( Мт 25:14-30)
- группа – сценка
- группа – чтение по ролям
- группа – вопросы
- группа – ответы
- Лекции
Лекция – это заранее подготовленная речь на тему . Хорошо использовать когда надо изложить большой объем материала за короткое время . Ученики должны писать конспект . Полезно в лекциях использовать наглядные пособия .
52. Художественные занятия
Они делают уроки в ВШ более разнообразными . Старайтесь , чтобы внимание было приковано к Библейским принципам ,
а не к качеству работы .
Во время занятия :
- Попросите прослушать отрывок из Библии , который прочитает один из учеников .
- Попросите представить его
- Пусть ученики поделятся то , как они представляют это .
- Потом можно показать предметный урок на основе параллельного места Писания , касающийся применения , и обсудить его с детьми .
- Анализ жизненных ситуаций
Это описание какой-то жизненной ситуации , которая может произойти с каждым .
Учитель должен знать выход из ситуации .
Подготовка :
Напишите несколько коротких рассказов
Например : Михаил пошел на вечер , организованными знакомыми …
Во время занятия :
Прочитайте свои рассказы ученикам , а потом предложите придумать разные варианты концовки .
Применение :
На основании Библии найдите правильное применение Библейски принципов в каждодневной жизни .
Поощряйте подростков к размышлению , дайте возможность высказаться всем . рекомендуйте сразу применить Библейские истины в своей жизни .
Правило : Применение должно относится к обществу ( группе ) и непосредственно к личности .
|
|